8 800 250-50-70

8 495 646-14-94


  

Заказать звонок




Слив топлива – верхушка айсберга хищений в ЖКХ

19 июля 2012 г.


Еще весной киевские городские власти подготовили проект, который должен в корне изменить ситуацию с ЖЭКами и стоимости коммунальных услуг. На сайте КГГА был обнародован проект решения «Об утверждении Перечня жилищно-коммунальных услуг в жилищном фонде Киева, право на осуществление которых приобретается на конкурсных началах». И если такую реформу воплотят в жизнь, киевляне смогут сами выбирать ЖЭК или другую организацию, которая предоставляет им определенные услуги. Согласно документу, принятие решения позволит привлекать к содержанию жилищного фонда организации, имеющие лучший опыт работы, показатели финансово-хозяйственной деятельности, квалифицированный персонал, а также усилит ответственность исполнителей этих услуг перед потребителями. То есть, конкуренция в отрасли должна усилиться. В этом свете проблема хищений в ЖКХ становиться особенно актуальной. И воровство топлива – это лишь вершина айсберга.

Пускают в расход.

Ни для кого не секрет, что отрасль коммунальных услуг – одна из наиболее коррупционных. Махинации здесь – широкого спектра. Но мы остановимся на одном аспекте – использовании спецтехники. Бытует мнение, что наибольшие хищения касаются слива топлива сотрудниками. Но это далеко не единственный вариант, рассказывает эксперт топливного рынка Сергей Куюн. Существует большое количество схем топливных и иных махинаций, связанных с транспортом и спецтехникой. Самая простая – слив топлива из бака. Если норма расхода топлива завышена, то у водителя появляются избытки. Он берет канистру и с помощью шланга сливает топливо. Затем топливо продается по цене ниже рыночной, либо используется для заправки собственного автотранспорта. Более изощренный метод – фиктивная работа техники. На спецтехнике оператор заводит двигатель и всю смену работает на холостом ходу. Водитель списывает топливо по якобы отработанным часам. В итоге – работа не выполнена, топливо списано.

 Не махинация, но проблема, порождающая дополнительные расходы – это неэкономное вождение. Стиль и манера вождения – один из главных факторов, влияющих на расход топлива. Так, на идентичных грузовиках опытный водитель тратит 16 литров на 100 км, а менее опытный – 19-20 литров. Разница порой достигает 20-30%.

Более того, бывает, что в махинации, кроме самого водителя, вовлечены третьи лица. Например, водители многих предприятий до сих пор получают так называемые талоны на топливо, предъявив которые на АЗС, заправляются. Эти талоны также легко продать по заниженному курсу, отчитавшись за якобы произведенную заправку. Активно практикуется в настоящее время покупка «левых» чеков. Если водителю выдаются подотчетные денежные средства на покупку топлива, он может приобрести на трассе в специализированных местах нелегальные - «левые» чеки. При этом он отчитается перед бухгалтерией предприятия за якобы фактическую заправку топлива, которой на самом деле не было. Водитель постоянно жалуется на то, что он не вписывается в принятую норму расхода топлива, ссылаясь на перегруз, встречный ветер, плохие трассы, пробки, плохое техническое состояние автомобиля и прочее.

 Не топливом единым.

 Однако топливом возможности для хищений в отрасли спецтранспорта для ЖКХ не ограничиваются. К примеру, в такой отрасли ЖКХ как утилизация отходов в первую очередь приходится сталкиваться с тем, что водитель едет вывозить мусор не тем клиентам, с которыми у предприятия подписан договор, а берет “левые” заказы. И здесь вопрос не столько в топливе, сколько в потере, если можно так сказать, машино-часов или полезного времени работы машины, рассказывает представитель компании РНТ в Украине Руслан Федоренко. Город при этом, соответственно не получает услугу надлежащего качества, а ведь волна возмущения от населения будет именно в адрес города!

 На практике все выглядит так: сотрудник предприятия на служебной уборочной машине индивидуально заключает договоренность с клиентом, предлагает услугу, к примеру, в два раза дешевле, за нее сразу получает оплату наличными. То есть, вместо того, чтобы выполнять задание по маршруту, едет “по своим делам”. Обычно, чтобы не допускать таких случаев, работу контролирует учетчик или бригадир. Он приезжает и смотрит, есть ли машина там, где должна быть. Но управлять человеческим фактором очень сложно. Возможен как сговор работников, так и простая халатность.

Проблема хищения стоит в двух плоскостях – города и самого предприятия. Система спутникового мониторинга транспорта как раз помогает и контролировать, как были оказаны услуги городу и вообще, были ли они оказаны, и в рамках предприятия позволяют рассчитать загруженность транспорта и выяснить, почему транспорт не загружен на 100%.

 Кстати, по словам Руслана Федоренка, применяя систему ГЛОНАСС и GPS контроля, такую как «АвтоТрекер», крупные предприятия даже отказались от прямого контроля расхода топлива, так как понимали, что это капля в море по сравнению с тем, какой эффект дает полный контроль маршрута. “Машина – это же огромный ресурс. К примеру, мусорная машина стоит 200 тыс евро. Если она загружена на 20-30% вместо необходимых 100%, то налицо фактическая потеря окупаемости и отрицательные финансовые результаты для предприятия. И в этом вся важность. 20 литров украденного топлива на этом фоне – сущая мелочь”, - объясняет эксперт.

Если «АвтоТрекер» показывает, что транспорт не полностью загружен, то, видя проблему, ее можно устранить. Выявив простои и несанкционированное использование имеющегося автопарка, можно сэкономить на покупке нового спецтранспорта. В цифрах: расходы на эксплуатацию снижаются в среднем на 25%. Однако если полностью оптимизировать бизнес-процессы можно довести показатель и до 100%. В конечном итоге это поможет увеличить инвестиционную привлекательность предприятия, так как оно внедряет инновационные технологии.