8 800 250-50-70

8 495 646-14-94


  

Заказать звонок




«Большой брат» следит по карте

«Большой брат» следит по карте

02 октября 2009 г.


Григорий Рудницкий

В «Мосметрострое» более трех лет работает система мониторинга и контроля транспорта «АвтоТрекер» разработки ЗАО «Русские навигационные технологии». В настоящее время с помощью этого решения осуществляется мониторинг 110 единиц принадлежащей компании автотехники. Рабочие места операторов по работе с системой «АвтоТрекер» есть в головном офисе «Мосметростроя» и во всех подчиненных ему СМУ. В планах «Мосметростроя» – оснащение блоками слежения и контроля не только мобильной, но и стационарной техники, а также автокранов.
ОАО «Московский Метрострой» – продолжатель традиций школы российского метростроения, которая начала складываться в 1931 году, когда потребовалось создание инфраструктуры для реализации правительственного решения о строительстве столичного метрополитена. Сегодня «Мосметрострой» является генеральным подрядчиком по строительству бюджетных проектов федерального и городского значения: метро, линий метрополитена, тоннелей. Среди построенных компанией объектов более 30 км магистралей, тоннелей и развязок, 172 станции и 280 км подземных линий.  

Автомобильное хозяйство двенадцати подразделений  «Мосметростроя» – строительно-монтажных  управлений (СМУ) – насчитывает около 110 единиц автотехники. Такой автопарк нуждается в постоянном мониторинге и слаженном централизованном управлении. Как известно, в этом могут помочь навигационные технологии. В «Мосметрострое» технологии мониторинга транспорта работают с 2003 года, а с начала 2006 года в организации установлена и успешно функционирует система «АвтоТрекер».  

Напомним, что  разработчик «АвтоТрекера» – ЗАО «Русские навигационные технологии», крупный российский производитель и интегратор систем мониторинга и телематики на базе приемников GPS/ГЛОНАСС. Благодаря наличию собственного производства ЗАО «Русские навигационные технологии» предлагает гибкие и масштабируемые решения, адаптируемые для широкого круга задач, как в коммерческом, так и в государственном секторе. Среди их пользователей – «Татнефть», «Газпромнефть-Тюмень», «Башнефть», ПЭК, Сбербанк, Банк «Русский Стандарт», Черкизовский мясокомбинат, «Микоян», гипермаркеты «Магнит», Администрация Пермского края, ФСИН РФ и другие. «Главный критерий при выборе навигационного решения состоял в том, что софт и блоки слежения должны производиться одними и теми же людьми, желательно в России. Очень многие компании покупают блоки «на стороне», а затем делают софт для этих блоков, который, увы, часто не полностью совместим с блоками либо вовсе не способен корректно работать с ними», – поясняет инженер отдела информационных технологий «Мосметростроя» Андрей Евдокимов.  

При запуске клиентской программы системы «АвтоТрекер» в главном окне видна часть карты Москвы, по которой передвигаются уменьшенные изображения автомобилей. «На каждом из наших автомобилей установлен специальный датчик слежения, в задачу которого входит мониторинг всех узлов машины, а также ее местоположения. Этот блок засекает движение машины – вплоть до 10 метров. Например, мы видим, как машина заправляется у завода сухого цемента. Затем она привозит сухую смесь на бетонный завод, который ее обрабатывает, а уже к нему подъезжают АБС (бетономешалки), которые везут бетон на объект. Главный объект у нас сейчас – это Митинская ветка Метрополитена, станция Волоколамская, возле нее сейчас самое большое скопление машин», – рассказывает Андрей Евдокимов.

Блок слежения по размеру и толщине напоминает жесткий диск для настольного компьютера. Внутри него установлена обычная SIM-карта сотового оператора. Многие операторы предлагают корпоративным клиентам специальные тарифы для мониторинга. Помимо GSM-модема, в блоке слежения также находится приемник спутниковой навигации. Спутниковая навигация нужна для того, чтобы определить координаты объекта. Сама по себе она пассивна, и никакой информации не передает. Данные передаются по GPRS/EDGE-каналу, на модем, который подключен к серверу. При желании можно использовать не только GPRS, но также спутниковый и радиоканал. Правда, первый вариант очень дорог и необходим только для труднодоступных мест, еще не охваченных сотовой связью, а для второго необходимо специальное разрешение контролирующих органов.  

Сервер обрабатывает полученную по GPRS-каналу информацию и передает ее в программу, где ее и отслеживает оператор. Бортовой блок помимо модемов имеет микропроцессоры, которые, в свою очередь, обрабатывают данные с модемов и высылают информацию на сервер. Данная схема передачи информации существенно разгружает саму систему. В среднем обновление информации о машине происходит раз в 15-30 секунд. Бортовое оборудование можно настроить и таким образом, что оно будет передавать информацию на сервер каждые пять-десять секунд, но в этом случае трафик будет стоить существенно дороже.   

Маршрут следования автомобиля отмечается на карте специальными точками. Если объект движется по прямой, количество контрольных точек минимально, если же он осуществляет поворот, то их число сразу же возрастет и это будет заметно на карте. Обусловлено это событийностью блока, так как блок является интеллектуальным, у него нет привязки ко времени, что соответственно приводит к уменьшению контрольных точек.  

«Поскольку в  Москве GPRS-канал периодически «отваливается», блок слежения автоматически переходит на передачу информации по SMS-каналу, что гораздо дороже. Если отсутствует и этот вид связи, блок «накапливает» в своей памяти события, которые произошли с момента потери связи», – объясняет Андрей Евдокимов.  

Система мониторинга способна генерировать самые различные отчеты. К примеру, можно задать начальную и конечную точку маршрута, а затем увидеть пробег и скорость при прохождении каждого контрольного пункта. Это нужно, например, затем, чтобы пресекать попытки водителей «слить» бетон. Чаще всего, особенно в Москве, грузовая строительная техника имеет право двигаться по строго определенному маршруту. И если система показывает, что АБС или самосвал оказывается на соседней улице, где тоже идет строительство, это сигнал о том, что водитель, возможно, нечестно работает. Для удобства мониторинга критичные события, такие как стоянки дольше определенного времени или отклонения от маршрута, могут быть специально выделены на карте и в отчетах.  

«Конечно, блок можно сломать, например, сильно ударив по нему, но наше оборудование защищено не прочным корпусом, а информацией. Блок моментально информирует систему, если с ним что-то происходит. Помимо сигналов о физическом воздействии на корпус, устройство может отправлять и диагностические сообщения о своем состоянии. Например, если кто-то попытается заглушить GSM-сигнал или оборвет спутниковую антенну, устройство моментально отправит сигнал на сервер», – рассказывает руководитель отдела продаж «Русских навигационных технологий» Алексей Полянских. «На самом деле подобные попытки совершаются лишь на протяжении первых трех месяцев. Самый лучший способ борьбы с такими водителями – это их увольнение», – добавляет Андрей Евдокимов.

По словам Алексея Полянских, если требуется управлять с помощью «АвтоТрекера» сотней с небольшим единиц техники, понадобится обычный ПК с двухъядерным процессором и объемом ОЗУ 4 гигабайта. В «Мосметрострое» используется ОС Windows Server 2003. Затраты на оборудование составляют от 17 до 20 тыс. рублей за один навигационный блок, а стоимость софта рассчитывается в соответствии с масштабами и размерами проекта.  
 
На фото Алексей Полянских

Рабочие места операторов программы «АвтоТрекер» сейчас есть в головном офисе «Мосметростроя» и во всех подчиненных ему СМУ. «Что касается поддержки системы, то в нашем случае затраты невелики. Лично я занимаюсь установкой блоков в машины, а программная часть поддерживается и обновляется сотрудниками «Русских навигационных технологий». По вопросам ремонта и замены блоков мы также обращаемся к ним», – сообщает Андрей Евдокимов.  

Блоки слежения могут быть установлены не только на автомобили, но и на самую различную технику, и везде есть свои особенности. Например, на бурильные установки целесообразно ставить датчики топлива, причем не на автомобильный блок, а непосредственно на буровой, так как основное топливо расходуется именно там. Для вертолетов важна определенная высота, что тоже можно отслеживать с помощью навигационных технологий. Что касается «Мосметростроя», то в его планах – оснащение навигационными блоками стационарной техники, а также автокранов, где критически важными параметрами являются расход топлива, подъем стелы и т. д.  

Отметим, что на рынке систем автомониторинга сегодня работает несколько компаний различного масштаба. Разработчики системы «АвтоТрекер» устанавливают свой продукт на выделенном сервере, непосредственно у своего заказчика. Другие вендоры чаще всего берут клиентов на абонентское обслуживание, предоставляя услугу по автомониторингу в качестве сервиса.