8 800 250-50-70

8 495 646-14-94


  

Заказать звонок




Сокращение издержек при использовании систем мониторинга транспорта

15 января 2010 г.


Алексей Киселев, аналитик компании "Русские Навигационные Технологии"

Каждый автоперевозчик сталкивается с различными видами затрат на перевозки и на содержание автопарка. У транспортного предприятия свои процессы и особенности, следовательно, и, своя структура затрат. Из всех затрат можно выделить наиболее значимые, а также те, на которые можно влиять. Здесь надо учитывать возможность применять различные способы влияния. Например, на стоимость топлива влиять практически невозможно, но можно влиять на его расход, пробег и прочие параметры, связанные с использованием топлива, таким образом сократив его потребление и соответственно расходы по этой статье.

Помимо прямых затрат существует показатели работы, от которых зависит качество оказание услуги и функционирование бизнеса в целом. К качественным показателям относятся:

  • оперативность и своевременность доставки;
  • сохранность и состояние груза (например скоропортящегося);
  • риск аварийности.

Способы сокращения затрат могут быть разные: технические, административные или управленческие. В любом случае все они взаимосвязаны, но в основе, как правило, лежит некая информационная технология. То же самое касается оптимизации процессов и повышения качества услуг. В данной статье мы рассмотрим под-ходы к оптимизации с применением спутниковых систем мониторинга транспорта.

Спутниковые системы мониторинга транспорта

Схема работы традиционной спутниковой системы мониторинга следующая. С помощью спутниковой системы позиционирования определяются координаты транспортного средства. Данные о его местоположении поступают на бортовой навигационный блок автомобиля. Обработанные данные по сетям сотовой связи GSM передаются на центральный сервер системы, который работает круглосуточно. С центрального сервера они поступают в диспетчерский центр клиента, где ведется работа по анализу данных, мониторингу в режиме реального времени, реагированию на различные события, фиксируемые системой.
Основным оборудованием системы мониторинга является бортовой навигационный блок, который включает GPS-приемник для приема спутникового сигнала и определения местоположения автомобиля, GSM-модем модуль (как в сотовом телефоне) для передачи информации в диспетчерский центр и процессор обработки данных для управления процессами блока.

Одной из функций навигационного блока является функция контроля различных датчиков. Это и есть подсистема сбора информации для контроля различных бизнес-процессов помимо мониторинга местонахождения, маршрута, пробега и скорости.

Наиболее распространены такие дополнительные параметры контроля, как расход топлива, температурный режим, погрузка-разгрузка стройматериалов, идентификация водителя и некоторые охранные функции, например открытие/закрытие дверей, дистанционная блокировка двигателя и пр.
Все данные передаются в режиме реального времени диспетчеру, который отслеживает состояние автомобилей с помощью специальной диспетчерской программы – «АТ-Наблюдатель».

Возможности системы мониторинга «Автотрекер» и решений, внедряемых на ее базе

За время работы компанией «Русские Навигационные Технологии» накоплен богатый опыт решения раз-личных задач по мониторингу контролю и управлению транспортом и грузом. Приведем наиболее интересные решения на базе системы «Автотрекер», внедренных компанией.
Удаленный контроль температурных режимов при перевозке замороженных и охлажденных скоро-портящихся грузов. Контроль температурных режимов при перевозке грузов – актуальная тема в логистике, поскольку от этого зависит сохранность груза, а порча и уничтожение груза сводят на нет все усилия компании по доставке груза, даже если она осуществляется точно в срок.

Наибольшее распространение решения по контролю температуры получили в области перевозки скоро-портящихся продуктов питания, как глубокой заморозки, так и охлажденных. Для эффективной работы холо-дильного агрегата независимо от его типа необходим регистратор температуры. Это устройство, которое измеряет и записывает во внутреннюю память данные о температуре, в некоторых случаях — о влажности воздуха и другие параметры. Проблема большинства регистраторов температуры, независимых или входящих в состав холодильной установки, заключается в том, что во время движения автомобиля водитель не всегда может проверить температурный режим рефрижератора и его корректную работу. Кроме того, он может быть не заинтересован в сохранности груза, а следовательно, и в регулярной проверке температурных режимов. В зависимости от типа холодильной установки информация может поступать к водителю разными способами. В некоторых случаях он может не знать о выходе ее из строя, о постепенном повышении температуры. Иногда для получения информации с регистратора необходимо остановиться и выйти из машины, но некоторые водители едут без остановки 8 часов и более, а за это время груз может полностью растаять и превратиться в неликвид. Поэтому существует более эффективный способ контроля температуры с использованием системы спутникового мониторинга транспорта.

Компания «Русские Навигационные Технологии» разрабатывает и внедряет простой и надежный вариант терморегистратора – датчик температуры АТ-Термо, который предназначен для высокоточного измерения температуры в кузовах и салонах автотранспортных средств. Датчик применяется в составе автоматизированной системы АвтоТрекер.

В отличие от большинства других регистраторов система АвтоТрекер с модулем АТ-Термо позволяет в режиме реального времени отслеживать изменение температуры, а также составлять подробные отчеты о температурных режимах, накапливать данные и вести аналитику. Таким образом, обычный измерительный прибор превращается в мощный и эффективный инструмент бизнеса.

Контроль груза в наемном/арендованном транспорте, решение для грузовладельцев. Транспортные и логистические компании зачастую используют арендованный транспорт или транспорт наемных водителей. При этом сохраняется потребность в мониторинге перемещения транспорта и груза. Иногда грузовладельцу необходимо точно знать, где находится его груз. Для решения этих задач в линейке продуктов «Автотрекер» имеется решение, основанное на автономных бортовых модулях.
Автономный бортовой модуль состоит из защитного пластикового бокса с размещенными внутри навигационным блоком «Автотрекер АТ-микро», аккумуляторной батареей, подключенной к навигационному блоку, выключателем и клеммами для зарядки аккумуляторной батареи. Кроме того, в комплекте поставляется зарядное устройство. Автономный бортовой модуль снабжен наклейками снаружи и внутри корпуса, куда вписывается информация о номере СИМ-карты блока и другая служебная информация. Корпус модуля может быть опломбирован и оснащен датчиками вскрытия. Корпус мобильного блока герметичен (класс защиты IP67), выполнен из ударопрочного пластика, снабжен автоматическим клапаном выравнивания внутреннего и внешнего давления с запорными механизмами, работающими по принципу «нажать и потянуть», исключаю-щими самопроизвольное открывание.

Для данного модуля не требуется стационарное подключение, а значит, его можно переставлять из одного автомобиля в другой, использовать для контроля наемного транспорта и арендованной техники, а также в мультимодальных перевозках. Облегченный вариант блока позволяет устанавливать его в груз, в контейнеры различного размера, в ящики и коробки, крепить в палеттах.

Контроль маршрутов грузоперевозок (АТ-Рейс-Контроль). Спутниковые системы мониторинга, а точнее программное обеспечение, работающее в связки с ними, обеспечивают автоматизацию работы с маршрутами и расписанием внутри транспортного парка.

Для планирования движения автотранспорта, формирования путевых заданий и контроля за их выполнением разработана программа «Рейс-Контроль», работающая в составе программно-аппаратного комплекса «Автотрекер». Она может применяться для управления как регулярными поездками (например, движением маршрутных автобусов), так и рейсами, формируемыми непосредственно перед их началом (например, разъездами автомобилей курьерских служб по адресам текущих вызовов) (рис. 1).

Рис. 1. Интерфейс программы АТ-Рейс-Контроль



Данная программа обеспечивает:

  • составление рейса как совокупности заказов, посещаемых объектов, времени прибытия и убытия на каждом объекте и т.п.;
  • назначение конкретного автомобиля на составленный рейс;
  • автоматический мониторинг текущего статуса рейса и хода его выполнения;
  • контроль отклонений от заданного путевого задания – нарушение списка и очередности посещаемых объектов, времени посещения и т.п.;
  • просмотр статистической информации о выполненных рейсах – времени, пробеге и т.п.;
  • формирование справочников автомобилей, посещаемых объектов, рейсов, заказов и т.п., используемых при составлении рейса;
  • формирование взаимосвязей между справочниками;
  • импорт автомобилей и объектов из программы «АТ–Наблюдатель» в соответствующие справочники «Рейс-Контроль».

«АТ-Рейс-Контроль» не единственная программа для планирования и контроля движения автотранспорта на базе спутниковой системы мониторинга. Существует множество аналогов на платформе «1С», Oracle и других разработчиков и производителей систем. Мы лишь хотим отметить эффективность применения по-добных средств для управления автопарком. Эти программные комплексы при их правильном использовании позволяют значительно повысить эффективность управления и производительность труда диспетчерского персонала. Например, комплекс «АТ-Рейс-Контроль», используемый одним диспетчером, может заменить целый отдел из четырех диспетчеров.

Контроль стиля вождения. Некоторые крупные компании озабочены снижением аварийности и безопасностью вождения своих водителей. Это вполне обоснованно, так как компания с большим автопарком несет значительные убытки от мелких и крупных ДТП с участием корпоративного транспорта. Для решения проблемы контроля стиля вождения разработана информационная система «Безопасность вождения». Все бортовые блоки оснащены встроенным акселерометром. Акселерометр – это прибор, измеряющий проекцию ускорения и соответственно замедления. Таким образом, с его помощью можно измерять интенсивность ускорения и торможения. В данном случае наиболее интересны показания интенсивности торможения. В случае превышения порогового значения перегрузки система фиксирует экстренное торможение. Это и есть элемент опасного, аварийного вождения. Данные о количестве экстренных торможений накапливаются в системе и на основании их количества каждому водителю присваиваются баллы (рис. 2). Единичное экстренное торможение может быть результатом случайной аварийной ситуации на дороге, но если это повторяется постоянно, количество баллов для отдельно взятого водителя увеличивается и он относится в категорию «небезопасных». Как правило, по результатам такого анализа с водителям проводят разъяснительную беседу, если это не помогает – могут назначить штраф или другие меры дисциплинарного воздействия. На практике такие меры приводят к значительному снижению аварийности, и дело тут не только в финансовых и временных потерях. По данным «Татнефть», в компании прекратились ДТП со смертельным исходом, а спасенные жизни невозможно выразить в денежном эквиваленте.

Рис. 2. Принцип фиксирования данных системы «Безопасное вождение»



Экономический эффект от внедрения системы мониторинга транспорта

Система мониторинга транспорта позволяет в первую очередь оперативно получить объективные данные о его работе. Сама по себе система, без участия человека, применения управленческих рычагов и администрирования, никакого экономического эффекта дать не может, поэтому для достижения целей внедрения сис-темы, необходимо не только проанализировать затратные статьи и оценить возможности влияния на них, но и разработать соответствующие регламенты по работе системы мониторинга и бизнес-правила, действующие при возникновении определенных ситуаций. Для примера рассмотрим ситуацию по контролю температурных режимов в рефрижераторах на Черкизовском мясокомбинате. Система показывает повышение температуры в кузове автомобиля. Это может означать возникновение различных ситуаций – от выключения холодильной установки водителем до выхода автомобиля из строя. Но если в этом случае не предпринять никаких действий – груз испортится и предприятие понесет большие убытки. В связи с этим на предприятии был разработан механизм реагирования на подобную ситуацию. Особо актуально это в летнее время, когда нагрев происходит значительно быстрее. В первую очередь диспетчер связывается с водителем или экспедитором по системе голосовой связи. Если произошел сбой в работе холодильной установки, груз оперативно перегружают в другой рефрижератор, если вышел из строя автомобиль – осуществляют экстренную эвакуацию. Но это про-исходило редко. Чаще всего водители сами отключали холодильную установку, чтобы экономить топливо. К таким водителям были применены административные меры, не обошлось и без увольнений. Но со временем эти случаи прекратились, что позволило избежать многомиллионных потерь.
Таким образом, сочетание современных технологий и административных рычагов позволило достичь желаемого эффекта и полностью окупить внедрение системы мониторинга.