8 800 250-50-70

8 495 646-14-94


  

Заказать звонок




ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТОМ

30 марта 2010 г.


Российский рынок спутниковых систем мониторинга и управления транспортом пока еще находится в стадии  формирования. Тем не менее, уже существует немало интересных разработок, успешно внедряемых в различных транспортных компаниях и транспортных подразделениях. Мы приступаем к публикации цикла статей, в которых попытаемся рассказать о предыстории создания спутниковых систем, о возможностях их применения и путях получения экономического эффекта.

Алексей Киселев
Компания «Русские навигационные технологии»

Существует несколько предпосылок для создания систем мониторинга, каждая из которых базируется на реализации различных функций. Тахографы и бортовые механические самописцы реализуют функцию контроля работы водителя. В охранных сигнализациях предусмотрена обратная связь и реализован принцип удаленного управления автомобилем. В автоспорте и некоторых других отраслях актуальны функции передачи измеренных данных на расстоянии (телеметрия).
С началом массового распространения GPS и GSM начался новый виток в развитии интеллектуальных транспортных систем.
GPS (и другие системы спутникового позиционирования) позволяет точно определить скорость и местонахождение объекта, GSM – оперативно передавать данные диспетчеру. В результате все вышеуказанные функции объединяются в единую информационную систему.

Тахографы
Это приборы, предназначенные для регистрации скорости движения транспортного средства и пройденного пути, а также режима труда и отдыха, иных режимов занятости водителя.
Появление тахографов связано с «Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Все страны-участники соглашения ЕСТР (в том числе и Россия) взяли на себя обязательства обеспечить выполнение требований ЕСТР на своей территории и способствовать в этом другим участникам всеми необходимыми для этого средствами.
Исторически, идея применения тахографа возникла в Европе в момент бурного развития автомобильных грузоперевозок. Законным желанием владельцев предприятий является осуществлять контроль за принадлежащими им орудиями труда и наемными работниками. На стационарных рабочих местах это сделать легко, а как быть владельцам автопредприятий, когда водитель и автомобиль находятся вне территории предприятия в течение длительного периода времени: контролера в каждый автомобиль не посадишь. Для этих целей и были разработаны первые тахографы. К ним предъявлялись следующие требования: независимо от водителя регистрировать скорость и пройденный путь, относительно реального времени. Поэтому первыми производителями тахографов были часовые фирмы, так как в основе прибора был часовой механизм.
Со временем конструкция и принцип работы тахографа изменялся в соответствии с требованиями рынка. Изменилась и основная задача, возложенная на тахограф - на текущий момент, это прибор обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого транспорта, а основными их причинами чаще всего является усталость водителя или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства (рис.1).

 Тахограф призван не только обеспечить честную конкуренцию, но и обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей, контроль скорости движения транспортного средства, при этом его показания являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах. Выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами стран участниц соглашения ЕСТР, потому что этот документ всегда признается объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом.
Поэтому сегодня технически прибор является сложной шифрованной системой постоянного энергонезависимого хранения данных, с ограничением уровня доступа неуполномоченного персонала и защитой данных.

Охранные системы с обратной связью
Часть функций системы мониторинга взяли от так называемых сигнализаций с обратной связью. С помощью брелока такой сигнализации можно не только узнать об угоне или проникновении в автомобиль, но и противодействовать угону, посылая на блок сигнализации управляющие сигналы, например о блокировке двигателя. Кроме того, в подобных сигнализациях присутствует множество сервисных функций, таких как дистанционный запуск двигателя, запуск двигателя по таймеру, режим «свободные руки», когда центральный замок автомобиля открывается при приближении хозяина с брелоком и так же закрывается и много других функций (рис.2.). Так была реализована в системах мониторинга идея удаленного управления автомобилем.

Рис.2. Сигнализации с обратной (двусторонней) связью явились родоначальниками идеи удаленного управления автомобилем.

Телеметрия
Телеметрия (телеизмерение) - совокупность технологий, позволяющая производить удаленные измерения и сбор информации для предоставления оператору или пользователю, составная часть телемеханики. Для сбора данных обычно используют либо датчики телеметрии (с возможностью работы в телеметрических системах, то есть специальным встроенным модулем связи), либо устройства связи с объектом, к которым подключаются обычные датчики.

Рис. 3. Система сбора телеметрии для настроек параметров радиоуправляемой модели

Сегодня появилась возможность собирать любые данные о работе автомобиля, его узлов и агрегатов, и передавать эти данные на расстоянии. На рынке существует немало предложений по системам комплексной телеметрии любого объекта, как подвижного, так и неподвижного. Поначалу системы телеметрии, в силу своей дороговизны, применялись в основном в высокотехнологичных отраслях – авиации, космонавтике, автоспорте. Но со временем цены начали снижаться, а спрос расти. И в настоящее время такие системы получили распространение на транспорте, в сельском хозяйстве, строительстве, медицине и других отраслях. 

GPS
Все эти особенности (функции) удачно объединились с появлением GPS (Global Positioning System). Первоначально это была глобальная система позиционирования и разрабатывалась как чисто военный проект. Но после того как в 1983 году был сбит вторгшийся в воздушное пространство СССР самолет Корейских Авиалиний с 269 пассажирами на борту, президент США Рейган разрешил частичное использование системы навигации для гражданских целей. Во избежание ее применения для иных нужд, включая террористические атаки, точность была уменьшена специальным алгоритмом. Затем появилась информация о том, что некоторые компании расшифровали алгоритм уменьшения точности на частоте L1 и с успехом компенсируют эту составляющую ошибки. В 2000 году загрубление точности для невоенных целей было отменено указом президента США. Таким образом, точность определения координат выросла со 100  до 10 метров.

Рис.4. Спутник орбитальной группировки GPS

В настоящее время группировка спутников GPS насчитывает 31 аппарат и  этого количества с запасом хватает для обеспечения 100% работоспособности системы в любой точке земного шара.

Спутниковые системы мониторинга
С этого момента и началось бурное развитие устройств с использованием GPS. Для массового (частного) потребителя это были и остаются в основном навигационные устройства, персональные GPS-навигаторы (рис. 5). Их возможности широко известны, а ассортимент насчитывает десятки разновидностей для различных целей применения, от стандартных автомобильных навигаторов с функциями прокладки маршрута, до устройств, предназанченных для туристов, охотников, рыболовов и спортсменов, в экстремальном защищенном корпусе, с дополнительными функциями.

Рис. 5. Персональный GPS-навигатор

Но для коммерческого использования и сочетания функций тахографа, охранной системы и модуля сбора телеметрии на базе GPS были разработаны именно системы комплексного мониторинга транспорта, в том виде, в котором они дошли до наших дней. Круг задач, решаемые спутниковыми системами мониторинга на предприятии очень широк, но сводится к двум сущностям – снижению затрат на содержание автопарка и повышение качества его работы.
Спутниковые системы мониторинга транспорта, как инструмент оптимизации бизнеса, в небольших объемах стали внедряться начиная с 2005 года, и можно сказать, что с этого момента началось формирования их рынка. Несмотря на новизну и дороговизну систем для предприятия на первом этапе, к ним сразу стал появляться большой интерес. Даже в условиях финансового кризиса, данный рынок продолжает формироваться, а темпы роста объемов внедрений только выросли.  Сравнивать это направление деятельности с другими сегментами ИТ/Телеком и по объемам и по темпам роста не совсем корректно, поскольку, во-первых, это не массовый потребительский рынок, во вторых, сами системы не являются коробочным продуктом, а представляют собой решение, внедряемое на предприятиях проектным методом, соответственно цикл продажи очень длительный, предполагает техническую проработку проекта и во многих случаях доработку программно-аппаратного комплекса под задачи конкретного заказчика. В третьих, нет единых отраслевых стандартов на проектирование и производство подобных систем, слабая законодательная база (Законы «О навигационной деятельности» и «О федеральном спутниковом операторе» фактически не работают, так как в настоящее время не проработан механизм их исполнения). Поэтому корректно говорить о спутниковых системах мониторинга транспорта как о формирующемся рынке, и по характеру представляемых услуг эта деятельность ближе к ИТ-консалтингу, нежели к рынку электронных устройств.
Российской особенностью применения спутниковых систем мониторинга является их ориентация на предотвращение различных нарушений со стороны водителя, в частности хищения топлива и проведения несанкционированных («левых») рейсов. На Западе ситуация несколько иная. Традиции масштабного и повсеместного воровства там не наблюдается, а системы лишь обеспечивают в основном безопасность и ряд дополнительных удобств управления парком. Поэтому именно в России (и на постсоветском пространстве) системы мониторинга транспорта представлены в наиболее «навороченном» варианте, с максимально возможным количеством опций и функций. Хотя заказчики подобных систем далеко не всегда пользуются даже их базовыми функциями.

Главные факторы роста популярности информационных технологий – доступность точного инструмента для оптимизации бизнеса и снижения издержек. Это очень актуально для всех, особенно на волне всеобщего стремления к экономии. Кроме того, помогает предотвратить воровство (например, топлива), а это традиционная российская проблема.
Стоимость внедрения сегодня относительно невысока (цены на оборудование начинаются от 10 тыс. рублей на 1 автомобиль), предприятию легко обосновать затраты – инвестиции в ИТ-технологии всегда очень привлекательны для администрации и собственников предприятия (повышается эффективность, капитализация, стоимость бизнеса и прочее).
Идея оснащения корпоративного автопарка подобными системами выглядит очень привлекательно, и предприятие осуществляет поиски информации и поставщика системы. Вот тут то и начинаются подводные камни.

Продолжение в следующем номере